Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17 — 24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Ю.М.Лотман

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция.

Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем.

семиотических работ, который составлен совместно с Вячеславом Ю. М. Лотман, О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры, в.

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий - файл 1.

Морриса, швейцарского лингвиста Ф. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. У истоков семиотики стояли ученые П.

Семиотический подход к культуре как некоторому языку и все"стыд" и"страх" становятся предметом семиотики, а смерть - проблемой сюжета .

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться. Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры. Можно гипотетически выделить три этапа в их историческом соотношении: Превращение физиологии в культуру регулируется стыдом. Стыд регулировал то, что было общим для всех людей, а страх определял их спецификацию относительно государства, то есть именно то, что на этом этапе казалось культурно доминирующим.

Каждая из этих групп рассматривает себя как единицу с более высокой организацией, чем та, которая регулирует поведение всех остальных людей.

Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьСтатьи по семиотике культуры и искусства (2)

Стеклянная архитектура также тесно связана со всей эстетикой прозрачности, транспарантности. Эта связь новой архитектуры с растительным царством вызывала удивление у Вальтера Беньямина: Странно сознавать, что пассаж, так же как и этот мир, связан своим происхождением с миром растений". Бартон, — или Зимний сад в Париже архитектор Г.

Лотман — и литературовед, и лингвист, и искусствовед, и семиотик, теоретик .. (); «О семиотике понятий"стыд" и"страх" в механизме культуры».

Читать О природе искусства Наука и искусство — это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие и равноправие создают объемность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство — форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием.

Казалось, что наука занимается тем, что повторяемо и закономерно. Это был один из основных принципов науки. Наука не изучает случайного.

Ю.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Поскольку механизм страха прекрасно известен в животном мире, а стыда является специфически человеческим, именно этот последний лег в основу регулирования первых человеческих — уже культурных — запретов.

После работ Леви-Стросса культура стала пониматься как система Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

, ; . : .

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства

Мир искусств Книга Ю. Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры.

Х ) — филолога, историка, семиотика — изучено еще недостаточно, .. исследователем механизмов стыда, страха и чести в истории культуры.

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

Он как бы говорил на непонятном ему языке. Оно нуждается в дополнительной интерпретации, включении в некоторый значительно менее организованный контекст. В первом случае формообразующий импульс состоит в уподоблении данной семиотической системы естественному языку, во втором — музыке. Во-вторых, следует учитывать, что между структурой текста и осмыслением этой структуры на метауровне общего культурного контекста могут быть существенные расхождения.

Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию При этом различные типы культуры будут диктовать субъективную.

О семиотике понятий"стыд" и"страх" в механизме культуры Об оппозиции"честь" -"слава" в светских текстах киевского периода Еще раз о понятиях"слава" и"честь" в текстах киевского периода"Договор" и"вручение себя" как архитипические модели культуры Поэтика бытового поведения в русской культуре века Устная речь в историко-культурной перспективе К функциям устной речи в культурном быту пушкинской эпохи Ю. Лотман Статьи по семиотике культуры и искусства серия мир искусств Сост.

С Даниэля - СПб. Академический проект - с.

Стыд и страх. Адам и Ева. Мирское и Духовное. Воспитание в любви без страха.Утро при свечах